Мужчина и женщина

ПИК заблудился в Петербурге

Съемочная группа грузинского телеканала ПИК попала под раздачу в Петербурге. Нелегкая занесла иностранцев на несанкционированный митинг буйных российских оппозиционеров - Бориса Немцова и Ильи Яшина. Отставному да зеленому политикам к сидению в КПЗ не привыкать. Все устраиваемые ими акции на это изначально рассчитаны. А вот грузинские журналисты получили массу "положительных" впечатлений, которыми теперь будут заполнять "нейтральный", как заверяло их руководство, эфир.

Уже вчера корреспондент Натия Поладашвили сумела из каталажки дозвониться до редакции и сообщила подробности задержания.

"Мы находимся в 43-м отделении милиции города Санкт-Петербурга. Мы снимали несанкционированный митинг оппозиции, где участвовали Борис Немцов, Илья Яшин и другие оппозиционеры. Через какое-то время подъехала милицейская машина, милицейский автобус, и нас люди в касках, скорее всего они были бойцы ОМОНа, попросили войти в автобус. Они нам ничего не объяснили и привезли в отделение милиции. Составили протоколы. В протоколах говорится, что мы не повиновались закону о милиции, второе - что мы участвовали в несанкционированном митинге, и третье - что переходили дорогу в неположенном месте. Все это направят в суд, и суд будет решать, что с нами делать", - рассказала она.

Петербургские СМИ дополняют этот рассказ существенными деталями. Грузины и несколько российских журналистов пришли на акцию без специальных лимонно-салатовых накидок с надписью "Пресса". А ведь этот отличительный знак в свое время ввел в России не кто иной, как Олег Панфилов, "звезда" ПИКа. Тогда, правда, он еще возглавлял российский Центр экстремальной журналистики. Это потом он сообразил, что безопаснее критиковать Россию из прекрасного грузинского далека. Но про спецжилеты для прессы своих коллег он мог бы предупредить. Только в этом случае приключения грузин в Питере не были бы такими захватывающими.

Вторая немаловажная деталь - цели визита грузинских журналистов в "северную столицу". Кавказа они ну никак не касались. Наши любопытные коллеги снимали сюжеты об арт-группе "Война", которая прославилась тем, что устроила порно-оргию в музее, а в прошлом году нарисовала фаллос на Литейном мосту напротив здания ФСБ.

Нарисуй подобный непристойный знак грузинские художники под окнами всемогущего министра МВД Вано Мерабишвили, на следующий же день все сидели бы в тюрьме по подозрению в распространении наркотиков или хранении оружия. Впрочем, разводных мостов в Тбилиси нет, и это, надо полагать, спасает от некоторых безобразий. Хотя грузинская оппозиция тоже на творческие акции богата: достаточно вспомнить галстуки на ограде резиденции в Авлабаре или камеры-клетки с номерами на проспекте Руставели.

Есть в Грузии и свои арт-радикалы, такие, как поэт Ираклий Какабадзе. Стоило ему в прошлом году попортить вывеску под названием "Улица Буша" и почитать стихи про "легавых", как его и двух единомышленников тут же арестовали и оштрафовали. И телеканал ПИК, тогда еще "Первый Кавказский", даже бровью не повел.

Российскую арт-группу "Война" с ее экстремальными перфомансами в Питере тоже наказывали штрафами до тех пор, пока она не начала переворачивать машины ДПС с сидящими в них людьми. Как бы отнесся Михаил Саакашвили, если бы недовольные грузинской полицией проделали такой же трюк в Тбилиси? Надо полагать, наградил бы художников-радикалов медалями "борцов за демократию".

С другой стороны, журналисты ПИКа вполне могли обратиться к российским экстремалам за опытом. И тогда, конечно, их поход вместе с группой "Война" на акцию протеста в Питере вполне объясним. Но им стоило держаться поближе к героям своей будущей передачи, чтобы заснять, как с ними обращаются в петербургском УВД. Говорят, бьют нещадно, и вдобавок громко включают музыку, то ли чтобы криков не было слышно, то ли так по инструкции положено обращаться с деятелями искусства. Вот захватывающая история, не чета скукоте с насилием над заключенными в тбилисской тюрьме.

Кстати, в грузинском изоляторе до сих пор сидят, устроив голодовку, трое участников акции протеста "Я тоже заключенный". Как заявил накануне одни из оставшихся на свободе активистов Ладо Садгобелашвили, его друзьям не создают условий гигиены, они не получают нормального питания и одежды, их не выводят на прогулки и даже не разрешают иметь при себе молитвенник.

Рассказывал ли об этом пикете ПИК? Конечно, нет. Он ведь самый объективный телеканал, которого интересуют только факты, в основном, касающиеся Кавказа. Например, фаллосы арт-группы "Война".

Или еще один сюжет, ради которого тбилисские журналисты подались в Петербург - о благотворительном фонде "Федерация". Действиями руководства этой странной структуры интересуются многие российские журналисты, потому что собранные на концерте с участием премьера Владимира Путина денежки куда-то исчезли, а должны были пойти больным раком детям. Для "Первого Информационного Кавказского" - самая актуальная тема, не правда ли?

Немцова и Яшина отпустили из зала суда раньше, чем съемочную группу телеканала. Несправедливо вышло - боролись за российскую демократию и те и другие на равных. Но личности двух политиков российским полицейским давно известны, а вот оператора и корреспондента из Тбилиси пришлось долго опознавать. Как "Росбалту" рассказал член Общественно-наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Николай Рыбаков, у журналистки Натии Поладашвили, гражданки Азербайджана, и оператора Андрея Лисиченко, гражданина Украины, во время задержания не было с собой паспортов.

"Здесь полицию даже обвинить не в чем, - заявил правозащитник. - Всех остальных задержанных иностранцев, как мне пояснил дежурный, уже отпустили". А ПИКовцы с "агентурным" гражданством третьих стран все сидят.