"Из России ли может быть что доброе?!" Этот слегка перелицованный евангельский вопль подвластных официальному Тбилиси СМИ как нельзя более уместен. Казалось бы, что может быть плохого в том, что в Абхазию приезжает православный миссионер Андрей Кураев? Но и в этом протбилисские журналисты умудряются увидеть негатив. Их раздражает спокойный неполитизированный разговор, или же им попросту невдомек, что люди всерьез могут рассуждать о духовном?
Нынешняя грузинская власть давно пытается поставить религиозные вопросы в стране на политические рельсы. Примеров тому множество: от заигрывания Саакашвили с Папой Римским и мусульманами до попыток протбилисских СМИ
Поэтому их страшно раздражает, когда у них под боком начинается спокойный разговор о высоком, о духовном. Этот язык сегодняшнему официальному Тбилиси непонятен, он заставляет корчиться, как черт от ладана и искать подвох в самых невинных событиях. А журналистам приходится изворачиваться для того, чтобы прозреть политическую составляющую там, где ей даже не пахнет. В результате получается разговор строго в стиле "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
"Видите ли, абхазский народ находится в очень угрожаемом положении, и может сам этого не понимает. Дело в том, что очень тяжело, что целый народ живет в курортной зоне. Что такое быть мальчиком или девочкой, растущем на курорте? Ты постоянно видишь, как чужие дяди и тети швыряют деньги, прожигают весело жизнь. Ты видишь кутеж, или отдых варкутинского шахтера, но ты же не видишь, как ему эти деньги даются, как он работает у себя в забое. Ты не знаешь, как пахнет его рабочий пот. И вот возникает ложная иллюзия, что вот жить нужно именно так, вот к этому стремиться. И возникает такая психология крайнего потребительства", - сказал перед поездкой в Абхазию отец Андрей Кураев в авторской программе "Со своей колокольни".
"Миссионер Андрей Кураев, мастер "отмиссионерить и катехизнуть по самое не могу", перед своей поездкой в Абхазию поставил себе задачу - вылечить больных абхазов от первопричин этой болезни - от курортного счастья. Оказывается, абхазам угрожает опасность, потому что они находятся в курортной зоне и чуть ли не ежедневно видят, как тратят грешные российские дяди и тети, которых миссионер Кураев лечить почему-то не желает, свои деньги. По мнению миссионера, видя такой образ жизни, абхазы перерастают в тунеядцев", - беззубо огрызнулся протбилисский журналист.
Чувствуется, очень сильно хотелось "пройтись" по православному миссионеру, да нечем. Поэтому пришлось заняться передергиванием и прямой ложью. Чуть не к каждому слову здесь можно ставить знак вопроса: где у Кураева сказано, что абхазы "больны"? где - что их надо лечить "от курортного счастья"? Да в чем именно состоит это "курортное счастье", если уж на то пошло?
И как можно обвинять отца Андрея, известнейшего российского миссионера, в том, что он "не желает лечить" россиян? А чем же он занимался последние годы, неустанно выступая с лекциями по всем городам России, выпуская одну за другой книги и приводя в Церковь тысячи и тысячи людей, причем, по большей части - молодых студентов. Из какого заплесневелого чулана нужно выползти, чтобы не знать таких элементарных вещей?
"Православие появилось в Абхазии еще в I тысячелетии. Еще когда ни Руси не существовало, и уж тем более не было православной Руси. Но затем трагическая история православного абхазского народа, в частности в результате турецких завоеваний, сложилась так, что из актуальной культуры эта вот память о своем православии почти исчезла. И сегодня скорее массовое такое сознание Абхазии связано отчасти с язычеством, отчасти просто с атеизмом. И поэтому тоже очень важно... я вижу свою задачу в том, чтобы по возможности напомнить абхазской молодежи, той с которой буду общаться, о древних корнях абхазского православия", - говорит в видеообращении Кураев.
"О каком "абхазском православии" говорит миссионер? Никакого абхазского православия на древнегрузинской территории, которая включает территорию Абхазии такого понятия не существовало. Более того, если там и было православие, то только лишь грузинское и этому свидетельство те духовные и материальные памятники, которые имеются на территории оккупированной Абхазии", - "обличает" журналист, выдавая тем самым свое полное невежество как в умении расставлять запятые, так и в первейших понятиях богословия.
"Абхазского" православия не существует, равно как "русского", "грузинского", "греческого" или любого иного. Оно вообще бывает только одного вида - апостольское. Невозможно найти догматические отличия между тем, чему учат в грузинских, русских, греческих церквях. Поэтому отец Андрей, говоря об "абхазском православии", имеет в виду христианскую веру абхазского народа, ничуть не отличную от грузинской или русской. А журналист и под это пытается подвести политическое обоснование: даже православия у абхазов своего нет - только грузинское. Вроде как "вторичное".
Неужели? А что делать с историческими источниками, свидетельствующими, что абхазы изначально восприняли христианство от самого апостола Андрея и апостола Симона Кананита? И пусть долгое время новая вера в этих краях находилась в гонениях, но абхазы наравне с грузинами все-таки
Вспомним также, что и Грузинская Церковь возникла не на пустом месте. Изначально она появилась в четвертом веке, когда святая равноапостольная Нина обратила в христианскую веру грузинского царя Мириана. Царь послал в Рим к императору Константину гонцов с просьбой прислать ему епископа и священников. Тогда христианство утвердилось в Грузии и стало государственной религией, но церковь еще не была Грузинской - она входила в предел Антиохийской Церкви. Так что ж теперь, говорить, что никакого "грузинского православия" не существует - есть лишь то, что воспринято от Рима?
Самостоятельность же Грузинская церковь обрела, кстати, не самым лучшим путем - не приняв в 451 году решений Халкидонского собора, обязательных для всех православных Церквей. Тогда она получила статус автокефальной Церкви. В 601 году Грузинская Церковь все-таки осознала правоту Халкидона, и вернулась в число православных церквей, сохранив свою автокефальность.
"Плюс к этому, мне бы хотелось что-то доброе принести в Абхазию для того, чтобы у абхазов представление о России связывалось не только с горами пляжного мяса во время летних отпусков. Но чтобы люди осознали, что есть некое общее пространство взаимного притяжения двух наших стран, двух наших народов. Это поле Православия... думаю, что в результате появится некий мостик, соединяющий наши народы не только по линии "Газпрома" или электросетей, не на почве общих каких-то проблем, которые есть у наших стран с Грузией. А у нас появится нечто позитивное и очень глубинное", - сказал в видеообращении отец Кураев.
Сложно, кстати, отказать российскому миссионеру в довольно критичном взгляде касательно своих соплеменников. Но что и говорить, люди на пляже действительно не способны никому подать пример трудолюбия.
А между двумя народами и в самом деле должно быть нечто большее, чем потребительские взаимоотношения или общая настороженность. Да, конечно, под крылом России Абхазия может чувствовать себя защищенной от грузинской агрессии. Но отец Кураев прав - надо строить отношения не только "дружа против" кого-то. У наших стран могут быть и вполне независимые от Грузии контакты. И их основой вполне может быть наша общая вера, о которой абхазам стоит напомнить. Вероятно, именно это и бесит протбилисских журналистов.
"Возможно, ему и удастся "вылечить" жителей Абхазии от той беды, которая приносит им курортная зона. ... Но только после этого "лечения" мало что останется от Абхазии и абхазского народа. А грешные дяди и тети из России все так же будут прожигать на этой Божественной земле свои "потом заработанные" деньги. Правда, абхазы об этом уже знать не будут", - плюется ядом журналист, совершенно забывая, что его собственный президент довольно-таки пренебрежительно высказался о "Божественной земле", обозвав ее "
И ставит журналист своего читателя в недоумение: ну что уж такого дурного, если хорошо поработавшие люди приедут на курорт и оставят там свою наличность? Плохо-то не это. А другое, о чем говорит отец Кураев: абхазская молодежь привыкнет к тому, что деньги тратят, а не к тому, что их зарабатывают. Да и почему после проповеди православия "мало останется" от Абхазии и абхазского народа? Демоны они, что ли, креста боящиеся?
"Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", - скрипят грузинские СМИ зубами на Кураева. По счастью, отец Андрей - не ягненок, и в темный лес его никому не уволочь.