История Карабахской войны, длившейся с 1992 по 1994 год, полна ужасов и противоречивых рассказов воюющих сторон - армянской и азербайджанской. Недавно GTimes опубликовала историю бывшего жителя Ходжалу Джамиля Мамедова, ставшего жертвой армянских военных. Однако, по свидетельствам армянской стороны, не всем словам Мамедова можно верить. Политолог Левон Мелик-Шахназарян рассказывает о событиях, произошедших в 1988 году близ Ходжалу, когда местные жители расстреливали идущих к поселку безоружных армян.
Операция по уничтожению незаконных бандитских формирований, засланных Баку на территорию суверенной Нагорно-Карабахской Республики, а также по снятию блокады с молодого государства является одной из славных страниц в истории противостояния Арцахской Армии против вооруженной агрессии Азербайджана. В военном и гуманитарном отношениях эта победа имела для Арцаха не меньшее значение, чем освобождение Шуши 9 мая 1992 года и открытие сухопутной дороги в Армению 18 мая 1992 года. А в чисто военном отношении, ликвидацию огневых точек незаконных бандитских формирований в Ходжалу можно сравнить с уничтожением шести тысяч азербайджанской аскерни в Карвачаре. Кстати, 19-я годовщина этого резонансного успеха отмечалась на днях, 2 апреля.
Но вернемся к событиям в Ходжалу, а точнее, к тому свидетелю, которого представила азербайджанская сторона - Джамилю Мамедову... отцу убийцы. Вот как рассказывает Мамедов о Ходжалу: "Для нашей семьи трагедия Ходжалу началась еще в 1988-м году. 18-го сентября армяне атаковали Ходжалу. В драке мой сын ударил одного из них кулаком. За это его арестовали. Ему дали два года".
Ранее мы писали: Воспоминания о войне: проклятье Ходжалы
Единственная правда в сказанном - дата. А со всем остальным придется разбираться. 18 сентября 1988 года в Степанакерте проходил массовый траурный митинг, посвященный памяти погибших армян в Баку в 1918 году. Как известно, 15 сентября 1918 года Баку был захвачен совместными подразделениями турецкой армии и закавказских турок, будущих азербайджанцев. В течение трех дней город был отдан во власть опьяненных кровью бандитов, в результате чего было вырезано свыше 30 тысяч жителей Баку армянской национальности. Архивные материалы того времени передают картины нечеловеческой жестокости. Османские и закавказские турки устраивали костры для массовых сожжений, выбрасывали новорожденных детей из окон больниц и ловили их на штыки, резали детей на глазах у родителей и родителей на глазах у детей... В память об этих событиях и проходил митинг в Степанакерте.
Во время митинга разнесся слух, что в Ходжалу, через который проходила дорога, связывающая Степанакерт со всеми, кроме Шушинского, районами Арцаха, останавливают машины с армянскими пассажирами, избивают и убивают людей. Горячие головы собрались было отправиться в поселок, но активисты Арцахского национально-освободительного движения, взявшись за руки, встали цепочкой и не позволили людям идти в Ходжалу. У нас была уверенность, что слухи о побоях и убийстве являлись провокацией, устроенной спецслужбами Азербайджана. Митинг продолжился, и в это время со стороны Ходжалу приехала машина, в которой находились несколько сильно избитых пассажиров. После этого удерживать людей было невозможно, и большая группа ринулась в сторону Ходжалу.
На подступах к поселку их встретили огнем из охотничьих ружей (настоящее оружие появится в Ходжалу позднее), в результате чего огнестрельные ранения разной степени тяжести получили 29 армян. Хотя в итоге "атака" безоружных армян на Ходжалу сорвалась, в тот день многие убедились: в открытом столкновении противостоять арцахцам закавказские турки не способны. Решимость безоружных армян заставила жителей Ходжалу трусливо бежать в глубь поселка, а командированных со всех концов СССР военных мчаться им на помощь. Тем не менее несколько стогов сена, принадлежащего жителям поселка, были сожжены. А утром 19 сентября был введен комендантский час в Степанакерте.
Трагедия Ходжалу: жителей расстреливали преднамеренно
Тогда же выяснилось, что в перекрытии дороги и избиении пассажиров армянских машин принимало участие практически все взрослое население поселка. Вначале они лишь закидывали камнями проезжавшие машины, а затем полностью перекрыли дорогу и жестоко избивали пассажиров армянской национальности. Вот далеко не полный список пострадавших в тот день армян:
- Шахраманян Айрапет Сулейманович, 61 год, диагноз: тяжелая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, открытый перелом свода черепа, эпидуральная гематома, ушибленные раны волосистой части головы. Умер в больнице;
- Тонян Валерий Давыдович, 38 лет, рабочий конденсаторного завода: огнестрельное дробовое проникающее ранение грудной клетки и грудной полости с ранением сердца, левого легкого, желудка, тонкого кишечника, брызжейки кишечника и малого солнышка с гематомами;
- Бегларян Равшан Максимович, 35 лет, слесарь: пулевое ранение левой височной области;
- Саркисян Альберт Артемович, 37 лет, электросварщик: огнестрельное проникающее ранение брюшной полости с повреждением кишечника и отрывом левого мочеточника;
- Гаспарян Далина Цатуровна, 37 лет, мастер РСУ: открытый перелом свода черепа, сотрясение головного мозга, ушибленные ссадины лица, тела;
- Аршакян Гриша Генрихович, 26 лет, рабочий РСУ: сквозное пулевое ранение правой подвязочной поясничной области. Пулевое ранение правого локтевого сустава.
Как видим, известие об убийстве не было ложным и не являлось провокацией. 18 сентября 1988 года ходжалинцы действительно избивали и убивали проезжающих через поселок армян. По этому факту было возбуждено уголовное дело, по которому к ответственности было привлечено... всего два жителя поселка. 10 марта 1989 года появилось сообщение ТАСС по этому поводу. Этот уникальный, не имеющий прецедентов документ не оставляет сомнений в прикрытии преступников.
"Следователи установили, что в массовых беспорядках в селе Ходжалу участвовало практически все его население азербайджанской национальности", но ограничили свою деятельность выявлением наиболее активных участников нападения ("Было бы и юридически, и политически неверно привлекать к уголовной ответственности всех лиц, так или иначе вовлеченных в эти события"). В итоге под суд было решено отдать лишь двух человек. "Кроме них, в ходе расследования были изобличены в преступлениях еще восемь человек. Но учитывая, что действия этих лиц не повлекли тяжких последствий, все они дали чистосердечные показания, раскаялись в содеянном, положительно характеризуются по месту работы и жительства, в отношении них уголовные дела прекращены. Этих лиц взяли на поруки трудовые коллективы. Принимаются во внимание и другие факторы. Среди тех, кто передан на поруки - рабочий совхоза Б. Ширинов. Он - отец девятерых детей. Конечно, следствие учло это немаловажное обстоятельство".
Трагедия Ходжалу: обреченное село
Выходит, чтобы остаться безнаказанным, необходимо совершать преступление всем поселком, а затем еще брать друга на поруки и выдавать подельникам положительные характеристики. Можно еще наплодить дюжину убийц и спокойно убивать самому. Тем не менее, как видим, двое участников убийств оказались на скамье подсудимых, в том числе и сын того самого Джамиля Мамедова. Можно ли верить показаниям этого человека, жителя поселка (и даже родом из него), "плохо знающего эти места"? Чтобы понять его ложь, достаточно взглянуть на карту: бежавший в Акну (бывший Агдам) житель Ходжалу никак не мог оказаться в Малибеклу. Человек, 15 лет проработавший в Аскеране, не может не знать, что от Аскерана до кладбища Карагаджи, рядом с которым он был отдан соплеменникам, менее трех километров, никак не 12. Наконец, вглядитесь в многочисленные фотографии, в том числе распространяемые азербайджанской стороной: где там можно увидеть "снег по колено", по которому якобы неделю блуждал "заблудившийся" между домом и местом работы азербайджанский "свидетель"?
Мамедов рассказывает: "Четыре года мы защищались голыми руками, охотничьими ружьями, кустарными приспособлениями". Мне уже приходилось писать о докладе Правозащитного центра "Мемориал", в котором указывается, что армянским отрядам досталось в качестве трофея оружие из Ходжалу: две боевые ракетные установки реактивного залпового огня БМ-21 "Град", четыре модифицированные установки реактивных ракет "Алазань", одна пушка калибра 100 миллиметров и три единицы бронетехники. Придется считать, что "Грады" и боевые машины пехоты были изготовлены в Ходжалу кустарным способом. Добавлю также, что после штурма в Ходжалу были освобождены 13 армянских заложников, в том числе и один ребенок.
P.S. Капитан Каро, о котором "вспоминает" Мамедов, и Арарат, который кормил и поил Мамедова - родные братья. Память подвела "свидетеля".
Рассказал Левон Мелик-Шахназарян
Опубликовал Алеко Парцвания