Мужчина и женщина

Мусульманские страны готовятся к войне?

В конце февраля руководство пакистанского Сената озвучило идею создания военного блока мусульманских стран. По замыслам Исламабада, этот блок должен стать геостратегическим противовесам Западу в исламском мире. Войти в его состав первыми было предложено Азербайджану и Турции. Идея Исламабада выглядит чересчур экзотически. Есть ли у блока мусульманских стран будущее?

Впервые идея военного блока была озвучена в конце февраля, во время визита пакистанских политиков в Баку. На одном из брифингов зампредседателя Сената Пакистана Мир Джан Джамали сказал, что «настало время для создания военного блока мусульманских стран, и для этого есть соответствующий потенциал». Пакистанцы не стали размениваться на цветастую риторику и сразу перешли к делу. Глава внешнеполитического комитета Сената Пакистана Сейфулла Хан предложил для начала объединить два фактора: азербайджанские инвестиции и пакистанский военно-промышленный потенциал. «Мы имеем хорошо развитую военную промышленность, которая нуждается в серьезном инвестировании. Пакистан в состоянии производить танки, самолеты и боевые корабли. У нас есть необходимые для этого заводы, имеется большой потенциал в этом направлении. Однако эта сфера нуждается в серьезном инвестировании. Если азербайджанская сторона готова инвестировать в военную промышленность Пакистана, то мы можем построить эффективное сотрудничество в этом направлении». Взамен Пакистан гарантировал Азербайджану своевременное оказание любой помощи, а также всестороннюю поддержку Турции. «Между Пакистаном и Турцией существуют прекрасные отношения, и оба наших государства всегда готовы поддержать Азербайджан», - цитировали СМИ Мир Джана Джамали.

Читайте также: Пакистан и Азербайджан - братья по оружию

Прошел месяц. В связи с меняющейся почти ежедневно реальностью мусульманского мира перспективы военного блока становятся все более туманными. Неясно самое главное: какие мусульманские страны согласятся туда войти. Туманность перспектив этой мусульманской антизападной Антанты усугубляется нестабильностью внутри самого Пакистана. Конечно, этот фактор не отпугнул Азербайджан, который принял пакистанское предложение. Нельзя сказать, что от него откажется и Турция. Но Анкара сейчас занята делами Ближнего Востока и курдским вопросом. Несмотря на по-настоящему теплые отношения с Исламабадом, Анкаре сейчас не до идей Мир Джана Джамали. На фоне нынешних реалий они выглядят аморфными. Еще неясно, есть ли у этого блока будущее.

«Я предлагаю оставить этот альянс как некую сверхэкзотическую идею, - сказал в интервью GTimes Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. - Сейчас эта идея может понравится разве что госпоже Хиллари Клинтон. За те 20 лет, как я ее знаю, она умнее и профессиональнее не стала. Помнится, Дик Чейни предлагал Ильхаму Алиеву после распада Ирана возглавить объединенный Азербайджан. Разумеется, президент Азербайджана был не в восторге от этих авантюрных глупостей. Против кого вместе с Пакистаном будет воевать Азербайджан, против Армении? Пакистанская армия при любом раскладе не будет присутствовать на Кавказе. У Пакистана масса своих проблем, которые требуют силового вмешательства. Это проблемы с Кашмиром, много проблем по границе с Афганистаном, по исламистам внутри страны, по Индии и Ирану в целом. Говорить о пакистанском военном присутствии на Кавказе, во-первых, бессмысленно, во-вторых, оно будет негативно воспринято и Россией, и Турцией. Крайне негативно на это посмотрит и Иран. Какие интересы могут быть у Азербайджана в Центральной и Южной Азии?Случись очередная война Пакистана и Индии, азербайджанская армия доблестно кинется в бой с полуторамиллиардной Индией? Или Азербайджан вместе с Пакистаном будет контролировать Афганистан? Или Азербайджан будет противостоять белуджским сепаратистам где-нибудь в южном Белуджистане? Или Азербайджан будет контролировать талибов в пакистанском городе Кветта? Пакистанское государство сейчас буквально разваливается на глазах. Можно смело сказать, что это государство в свое время "слепили" в большой спешке. Теперь оно готово развалиться при малейшем дуновении политического ветерка. Дошедший до такого состояния Пакистан сейчас готов предлагать что угодно любой державе», - сказал эксперт.

Читайте также: Саудовская Аравия мечтает о войне

Анатолий Цыганок, член-корреспондент Академии военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования, cчитает, что у мусульманской Антанты одна цель - собирание военной мусульманской мощи против Индии. Конечно же, пакистанские лидеры никогда не скажут об этом вслух. Что касается Азербайджана, то перспективы его дальнейшего участия в этом альянсе крайне сомнительны. При этом у Пакистана есть шанс подключить к этому блоку монархии Персидского залива.

«Первая и самая главная цель Пакистана - военный блок против Индии. Проблемы с Индией у Пакистана очень давние. Что касается участия в этом блоке Азербайджана, то я не уверен, что между Исламабадом и Баку подходящий альянс. Несмотря на светский характер государства, Азербайджан относит себя к мусульманским странам. Эта мусульманская страна развернула на своей территории предприятия израильского военно-промышленного комплекса. Ни одна мусульманская страна себе такого не позволит, а Азербайджан позволил. Ближайший сосед Пакистана - это Афганистан. Хамид Карзай уже вел переговоры с президентом Пакистана Асифом Али Зардари и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом о региональном сотрудничестве. Но позже позиция Карзая была оценена Исламабадом как непонятная. Достаточно шаткое положение и у самого Карзая, который не контролирует полностью даже Кабул, не говоря уж об остальной территории Афганистана. Нельзя точно сказать, получится ли у Исламабада создать прочный союз и с Тегераном. Со стороны кажется, что между Пакистаном и Ираном нет проблем, что дружба этих стран не вызывает сомнений. На самом деле, между Ираном и Пакистаном существуют давние противоречия. Несмотря на антиамериканскую риторику пакистанского МИД, Исламабад остается уязвимым для Соединенных Штатов. Не исключен вариант, что Вашингтон заставит Исламабад подключиться к антииранским санкциям. Пакистан будет вынужден согласиться. Я полагаю следующее. Если говорить о «блоке мусульманских стран» с участием Пакистана, то речь может идти только о монархиях Персидского залива. Насчет Катара это можно сказать точно».

Среди западных специалистов по Среднему Востоку ходит поговорка: «Все афганские и пакистанские дороги уводят в Катар». В этой небольшой стране сейчас могут решиться два важных вопроса: переговоры США с руководством Талибана и перспектива дальнейших отношений Исламабада и Вашингтона. В принципе, эти вопросы связаны друг с другом, но в любом случае их решение требует активного участия Исламабада. Именно в Катаре.