Мужчина и женщина

Черкесы тушат Олимпийский огонь

В минувшие выходные в Лондоне прошли протесты против проведения в Сочи Зимней Олимпиады 2014 года. Манифестанты под черкесскими флагами перекрыли вход в олимпийский Sochi-Park и потребовали переноса Игр в другую страну. Среди протестующих было несколько активистов из США, одетых в национальные черкесские костюмы. Черкесский эксперт рассказал GTimes, что роль США и Европы здесь далеко не ведущая.

На севере штата Нью-Джерси располагается наибольшая часть так называемого "черкесского кластера" США. В этот кластер входит городок Тотова. В конце прошлой недели здесь состоялось собрание молодых черкесских активистов. Одной из главных тем был митинг в Лондоне против проведения в Олимпиады-2014 в Сочи - так называемом месте "геноцида черкесов". Собравшиеся решили отправить в Лондон группу из восьми человек, чтобы поддержать манифестантов из Европы. "Это наш шанс рассказать миру о том, что случилось с нами", - сказала перед отъездом американская черкешенка Дана Воджох. "Подлинный рассказ о Сочи - наш рассказ. Того, что говорим мы, вы не найдете нигде", - цитирует ее электронная газета NorthJersey.com.

Немного информации о черкесском кластере Нью-Джерси. В нем проживает чуть больше пяти тысяч черкесов с разных концов мира: Сирии, Турции, Иордании. В городке Патерсон обитают черкесы с Голанских высот, уехавшие оттуда в 1967 году. Израиль для них - страна-агрессор, но куда больше претензий у них к России. В своих претензиях к РФ едины все черкесы Нью-Джерси. Узнав о том, что столицей Белой Олимпиады будет Сочи, их антироссийский настрой резко возрос. "Кататься на лыжах там, где были убиты наши предки - кощунственно", - сказала уже упомянутая Дана Воджох американским СМИ летом 2012 года.

Читайте также В.Захаров:Олимпиада в Сочи не состоится

Молодое поколение американских черкесов сегодня живет "антисочинской" идеей. Митинги - только часть их протеста. Идеологический фронт борьбы черкесских общин зарубежья - это, конечно, политики и экспертное сообщество.

Нью-Джерси - западный мозговой центр "черкесского вопроса". Главный штаб - знаменитый Фонд Джеймстауна. В структуре Фонда существует так называемый Черкесский культурный институт (CCI). Али Берзег, ведущий эксперт ССI, говорит о себе как о "черкесе, у которого нет родины". По его словам, в нынешней России черкесам запрещают быть черкесами еще с детских лет. "У нас нет ни одной одиннадцатилетки на родном языке в России. В начальной школе часы есть. Потом начинают трамбовать сознание на русском языке", - цитируют Берзега черкесские СМИ. Он считает, что его народу лучше жить за границей, чем на родине, в России. "Жить в гостях и помнить свою историю - это одно, а жить дома, где политкорректность выражена памятниками Зассу, Лазареву и Ермолову, и где нет возможности смотреть телевизор на родном языке - это другое", - сказал Берзег. Сам он, бывший россиянин, перебрался в США в 2007 году, потому что "защищать интересы черкесов в России было невозможно".

Вернемся к "антисочинскому" митингу в Лондоне. По сведениям СМИ США, в Лондоне собралось около 250 человек. Наши старые знакомые из Нью-Джерси одели на митинг национальные черкесские костюмы. Один из протестующих через мегафон кричал о "геноциде Россией черкесского народа". В понятие "геноцид" протестующие вкладывали не только тему 1864 года и сочинскую Олимпиаду, но и положение черкесов Сирии. "Моя мама родилась в Сирии, у меня там много родственников. Когда в Сирии началась война, мои родственники захотели уехать в Россию. Но, к сожалению, Россия их просьбу отклонила", - рассказал СМИ штата Нью-Джерси Зак Барсик, директор одного из черкесских культурных центров штата. По его словам, Россия имеет полное право на поддержку Асада, но при этом обязана помогать всем, кто просит у нее помощи. А в данном случае помощь получилась слишком "адресной" и больше напоминала "медвежью услугу". Особенно нехорошо в этом плане выглядела Адыгея - историческая родина черкесов. Пренебрежительное отношение адыгейских лидеров к соотечественникам осудили многие черкесские лидеры России. Черкесы зарубежья начали приходить к выводу: если так к черкесам относятся "дома", то есть в России, то не лучше ли им и дальше жить "в гостях"?

Например, в Турции. Нынешняя Турция активно противится Олимпиаде в Сочи и параллельно с этим лоббирует свои интересы на Северном Кавказе и в Европе через черкесские диаспоры.

Читайте также Адыгейская дубинка для черкесов - репатриантов

"Основная масса черкесов из Европы - это выходцы из Турции, - рассказал GTimes Аскер Сохт, председатель "Адыге Хасэ" Краснодарского края. - В политическом плане черкесское сообщество Европы относится к турецкому европейскому лобби. Будучи выходцами из Турции, они в основном работают в европейских компаниях, нацеленных на турецкий рынок, или в европейских представительствах турецких компаний".

Черкесы Европы, в отличие от молодых черкесов Америки, аполитичны, считает эксперт. "Локомотив всех политических акций в Европе - это черкесы из России. В последнее время они стремятся структурироваться в Европе", - добавляет он. Структурирование российского субэтноса черкесского народа проходит по уровням культурного обмена. "Различные этнографические ансамбли кавказских республик часто посещают Европу. Европейская черкесская публика хорошо их знает". Вместе с культурой, в черкесские диаспоры Европы приходят сведения о настроениях российских черкесов. Эти настроения можно охарактеризовать так: порой за границей чувствуешь себя лучше, чем дома. Ничего нового в этом нет. Туристы из Петербурга, приехав в Хельсинки, начинают сравнивать уровень жизни финнов со своим. Очень часто сравнение бывает не в пользу родного города на Неве.

По словам Аскера Сохта, "именно российские черкесы политизируют черкесские организации Европы и США". Российские дипломатические миссии на этом фоне бездействуют, поскольку Россия "не стремится выстраивать какую-либо стратегию в этом направлении". Отсутствие российского "симметричного ответа" предоставляет черкесским активистам в Европе пространство для антироссийских маневров в плане сочинской Олимпиады 2014 года.

По словам эксперта получается, что Россия сама загнала себя в угол в "черкесском вопросе". Роль Фонда Джеймстауна здесь далеко не ведущая.