Родители и дети

Тбилиси раскачивает маятник Северного Кавказа

GeorgiaTimes беседовал с главным редактором «Объединенной газеты» Саид-Хамзатом Герихановым и заведующим отделом Кавказа Института стран СНГ Феликсом Станевским.

Сделанное президентом Грузии Михаилом Саакашвили в ходе выступления на Генассамблее ООН предложение создать «Единое кавказское пространство» без России с каждым днем все больше напоминает политологам и экспертам пиар-акцию. Сначала главный кавказский миротворец Саакашвили ввел безвизовый режим для жителей республик Северного Кавказа, не спросив об этом государство, в которое республики входят. Теперь же с поддержкой инициатив Мишико выступают живущие в Грузии представители Чечни.

По словам Хизри Алдамова, Грузия параллельно с рассмотрением вопроса о геноциде черкесского народа должна подумать и о признании геноцида чеченского народа, так как «геноцид чеченцев на сегодня является более живым примером, чем история». «Подобно Чечне, часть территории Грузии оккупирована Россией, а сопротивление в борьбе с общим врагом должно быть единым», - заявил Алдамов.

Что же стоит за этим заявлением главы чеченской диаспоры в Грузии? Наши собеседники сходятся во мнении, что основная подоплека в данном случае - политическая.

Саид-Хамзат Гериханов: Во-первых, во введении Грузией визового режима для определенной категории граждан России я больше вижу политический умысел, чем реальное желание находить точки соприкосновения. Да, проблему передвижения действительно нужно решать, но, на мой взгляд, мы видим демонстрацию того, что Грузия считает жителей Северного Кавказа своими, а до остальных им нет дела. Эта ситуация представляется мне нелепой. Что же касается заявления Алдамова, то в сложившейся ситуации он нашел возможность оправдать инициативу Саакашвили для облегчения жизни чеченской диаспоры в Грузии. Все остальное - это чистой воды политика.

Феликс Станевский: Алдамов - это тот человек, который в свое время сотрудничал с властями Грузии и Ичкерии одновременно, он был представителем не существующего сегодня государства, которому власти Грузии уделяли внимание еще во времена Шеварднадзе. Во время войны Алдамов был телезвездой на всех каналах грузинского ТВ. Он связан с Русланом Гелаевым и прочими бандитами, поэтому неудивительно, что власти сегодняшней Грузии используют такого человека. Та организация, которую Алдамов возглавляет, обхаживается режимом Саакашвили. Это те самые люди, которые в свое время бандитствовали на территории Чеченской республики и сегодня выполняют поручения Саакашвили и его подручных по дестабилизации положения на Северном Кавказе. Так что все тут ясно.

Грузинская политическая элита не сходит с этого пути и поддерживает все те силы, которые могут внести вклад в дестабилизацию на Северном Кавказе. При этом власти Грузии не понимают, что, дестабилизируя регион, они дестабилизируют и собственную страну. Ведь создаются вольготные условия для тех, кого они не могут контролировать. Мы имеем пример такого рода в Афганистане, когда Бен Ладен сначала был создан спецслужбами США, а потом вышел из-под контроля. Так же было и в Грузии, когда республика пыталась контролировать боевиков в Панкисском ущелье, но не очень это у нее получалось.

Можно ли ожидать выступлений представителей других диаспор северокавказских народов в Грузии?

- Полагаю, со стороны режима Саакашвили будет делаться все возможное, чтобы раскачать обстановку на Северном Кавказе настолько, насколько это в его силах. Нет никакого сомнения, что для этого будет использоваться любая возможность. Это направление по нанесению возможного ущерба России, которое взято давным-давно. Сегодня пытаются использовать Алдамова, завтра придумают еще чего-нибудь. У них там есть жена покойного Дудаева, есть продавшийся русский по этническому происхождению журналист, у них есть министр Шашкин. Все эти возможности будут использоваться. И чеченскую диаспору будут использовать, и Санакоева, и тех осетин, которые находятся на территории Грузии и пытаются хоть как-то устроить свою жизнь.

Сотрудничество между бандитами и грузинским руководством - это традиция. Оно было при Шеварднадзе и Гамсахурдиа. И продолжается сегодня при Саакашвили. Сегодня Грузия - наиболее активная сила в распоряжении тех структур, которые не находятся на ее территории, но используют ее для нанесения ущерба России.

Как вы прокомментируете заявление главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что действующие на Северном Кавказе боевики получают финансирование через территорию Грузии?

- Совершенно прав Кадыров. Это тем более ценно, что он об этом знает не понаслышке. У него на руках - обширная информация на этот счет, в которой нет никакого сомнения. Я вам скажу, что в самой Грузии вообще довольно трудно что-то утаить. И тем людям, которые там находятся, тоже хорошо известно, что Грузия используется руководством для того, чтобы боевики и террористы имели тыловую базу. Как была база в Панкисском ущелье и в самом Тбилиси, так продолжается и сегодня.