Общественное телевидение Грузии в ожидании перемен. Кажется, уступка президента Михаила Саакашвили оппозиции, наконец, будет реализована, и в расширенный совет попечителей войдут кандидаты от оппозиции. Впрочем, последнее слово по конкретным лицам все равно будет за правящим большинством.
Накануне председатель Парламента Грузии Давид Бакрадзе призвал парламентскую и непарламентскую оппозицию договориться по единым кандидатурам в Совет попечителей Общественного вещателя Грузии.
«В случае соглашения оппозиции, мы, как большинство, поддержим согласованные оппозицией кандидатуры», - пообещал Бакрадзе на брифинге.
Однако последнее слово по составу ОВГ остается за парламентом, где правящая партия может отсеять слишком несговорчивых «советников» для телевидения.
Летом под напором оппозиции генеральный директор Общественного вещателя ушел с должности. На его место заступил Георгий Чантурия.
Он обещал, что будет настаивать на расширении полномочий Попечительского совета, создавать более гибкую и эффективную структуру управления. Правда, новоиспеченный руководитель избегал обсуждения спорных вопросов, которые связаны с политикой заказных передач Общественного телевидения и его расходов. Чантурия заявил, что даже для него такая информация была недоступной, но не потому, что ее скрывали, а потому что так устроен менеджмент компании.
Кандидат обещал сделать финансы ТВ более прозрачными. И говорил, что в эфир вернутся журналистские расследования.
Однако серьезных изменений в телеэфире компании, которая содержится на средства налогоплательщиков, до сих пор не произошло. На ноябрьских акциях протеста представители гражданской общественности и оппозиции снова требовали отставки генерального директора ТВ и его Попечительского совета.
«Этот телеканал финансируется за счет налогов, которые платит общественность, и он обязан отвечать требованиям народа и отражать интересы народа», - говорилось в обращении, которое зачитал актер Нодар Мгалоблишвили.
Между тем, еще в сентябре парламент Грузии проголосовал за поправки в закон «О вещании», которые предусматривают увеличение числа членов Попечительского совета Общественного телевидения с девяти до пятнадцати человек. При этом семь из них должны представлять интересы оппозиции.
Работа над поправками началась после дебатов президента Грузии Михаила Саакашвили в парламенте 20 июля. Тогда он предложил уравновесить освещение общественной жизни в телеэфире, реорганизовав нынешний Совет Общественного ТВ.
Председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Павле Кублашвили, один из авторов проекта, заявил, что эта инициатива будет способствовать «увеличению участия гражданской общественности и журналистов» в работе телевидения.
Действующий до последнего времени Совет был сформирован в феврале 2008 года по результатам соглашения между властями и оппозицией. Четыре места в нем оставались вакантными с апреля по август этого года, после того как несколько членов покинули Совет, заявив, что делают это в знак протеста против предвзятого освещения политических событий на канале.
На заседании внеочередной сессии 31 августа депутаты избрали трех членов Совета из представленных девяти кандидатов - Давида Канделаки, Давида Апрасидзе и Зураба Давиташвили. Таким образом, совещательный орган сейчас состоит из восьми человек, включая председателя Левана Гачеладзе.
Список кандидатов на оставшиеся семь мест, предложенный оппонентами власти, вчера должен был быть представлен в парламент администрацией президента. «Этот список учитывает интересы всех групп», - отметил, сообщая об этом, Михаил Саакашвили.
Однако интернет-изданию Civil.ge не удалось найти список ни в парламенте, ни в администрации президента.
Согласно процедуре, глава государства на каждое вакантное место должен представить три кандидатуры. Соответственно, всего 21 кандидатуру на 7 вакантных мест. Далее, парламент проголосует по трем кандидатам на одно место по отдельности, и на вакантное место будет утвержден тот кандидат, который получит наибольшее число голосов.
Пока что общественность имела возможность ознакомиться лишь с предварительным списком, опубликованным 24 ноября. Но нем не 21, а 24 фамилии.
Среди претендентов на членство в Совете попечителей - пять представителей «Медиа-клуба», на присутствии которых настаивала непарламентская оппозиция. Это Нино Данелия - координатор программ Грузинского института общественных дел, член Ассоциации исследования коммуникации и образования, Яго Качкачишвили - профессор факультета социальных и политических наук Тбилисского государственного университет, Шорена Шавердашвили - соучредитель и главный редактор журнала «Либерал», Лия Чахунашвили - декан Школы журналистики Кавказского университета, и Лела Гаприндашвили - председатель организации «Инициатива женщин за равноправие».
В этом же списке находится и Нодар Сарджвеладзе, который является председателем «Христианско-демократического института». Эта организация основана Христианско-демократическим движением. Лидер христиан-демократов Леван Вепхвадзе заявил Civil.Ge, что он не поддерживает идею радикалов, что выделенную на оппозицию квоту нужно разделить по принципу 5:2 в пользу непарламентских партий. Кроме того ХДД выступает против нескольких кандидатур из «Медиа-клуба».
В списке кандидатов много и аполитичных общественных деятелей: медики, сценаристы, инженеры, представители НПО. Есть и кандидатура председателя Объединенных профсоюзов Грузии Ираклия Петриашвили. Отметим, что в формировании Попечительсткого совета изъявили желание принять участие и пять непарламентских оппозиционных партий - консерваторы, «Демдвижение за единую Грузию», «Партия народа», «Путь Грузии» и «Женская партия».
Значит ли это, что в эфире общественного телевидения, доступного каждой грузинской семье, теперь будет звучать и оппозиционная точка зрения и информация о реальном состоянии экономики и социальной сферы? Не факт.
Во-первых, утверждать кандидатов будет парламент с перевесом «Единого национального большинства», что отразится на окончательном выборе. А во-вторых, пока полномочия Совета не настолько широки, чтобы существенно изменить политику дирекции телевидения, о новой смене которой власти и не думают.