В ладу с собой

Жест отчаяния грузинских политзаключенных

Сегодня, в Международный день защиты прав человека, в Грузии голодают 35 заключенных. Псевдодемократический режим засадил многих из них в тюрьму только потому, что они выражали протест против политики правительства.

Среди голодающих несколько военнослужащих, обвиняющихся в антиправительственном мятеже, член НПО «Институт равноправия» Леван Гогичаишвили, сторонники лидера партии «Справедливость», экс-министра госбезопасности страны Игоря Гиоргадзе.

Вчера к акции присоединились также военный эксперт Вахтанг Маисая и профессор Омар Куцнашвили.

Как ранее писала GeorgiaTimes, бывший сотрудник МИД Грузии Вахтанг Маисая был задержан 5 мая - в день, когда отдельный бронетанковый батальон на военной базе в Мухровани близ Тбилиси объявил о неповиновении властям. МВД Грузии тогда заявило о предотвращении вооруженного переворота.

Дело Маисая не было напрямую связано с подготовкой мятежа, но явилось логическим продолжением «мухрованской истории». Его обвинили в шпионаже в пользу России по 314 статье УК Грузии, предусматривающей до 12 лет лишения свободы.

Следствие пытается доказать, что он якобы выполнял задания спецслужб и в зашифрованном виде отправлял секретные сведения по электронной почте.

В видеозаписи допроса, распространенной МВД, он признался в преступлении. Но в сентябре представители Центра защиты прав человека рассказали о давлении, оказанном на подозреваемого. Его заставляли оговорить себя, главу Службы внешней разведки, постпреда в ООН и еще нескольких известных людей.

Адвокаты Маисая и правозащитники сегодня потребовали начать уголовное преследование сотрудников департамента контрразведки, в частности, следователей Ладо Даташвили и Вахтанга Зумбадзе, которые принуждали Маисая дать такие показания. Однако эксперт все же попал на скамью подсудимых, и сегодня в Тбилиси прошли очередные слушания по его делу.

Омар Куцнашвили пребывает в тюрьме уже почти полтора года. Об этом КАВКАЗ-ПРЕСС сообщил его адвокат. Профессор требует ускорить пересмотр его дела в Верховном суде. Он обвинен в нецелевых тратах и осужден на четыре года. Однако, он утверждает, что его подпись на кредитной документации была подделана.

Все голодающие требуют встречи с экспертами Совета Европы. Недавно европейцы рассматривали несколько дел, переданных им грузинскими правозащитниками. Пятерых из 19 осужденных даже эти симпатизирующие Тбилиси судьи были вынуждены признать политзаключенными.

Сегодня, кстати, собралось внеочередное заседание по УДО, которое рассматривает кандидатуры на условно-досрочное освобождение для тех, кто отсидел половину срока и хорошо себя вел. Но вряд ли среди них будут политзаключенные.

Таким неблагонадежным людям власти не дают даже официально голодать. В министерстве по исполнению наказаний и юридической помощи опровергли сам факт протестной акции.

Однако, как пояснил GeorgiaTimes представитель НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» адвокат Гела Николеишвили, администрации тюрем просто не приняли заявления о начале голодовки.

Не попали эти люди и в отчет нового омбудсмена Георгия Тугуши, который сегодня выступил перед парламентским комитетом по правам человека. Он рассказывал о нарушениях, зафиксированных в первой половине года, когда Народным защитником был еще Созар Субари.

Но нынешний доклад - целиком детище Тугуши, как он сам заявил, а не его предшественника. Оппозиция при назначении Георгия Тугуши высказывала опасения, что он не будет столь же принципиален в противостоянии с властями, нарушающими права человека, как Субари.

И впрямь новый защитник уже заслужил нарекания от коллег. Адвокаты попрекнули его за то, что он не предоставил свой офис для брифинга юриста Малхаза Джангирашвили, который рассказывал о деле одного из своих подзащитных во дворе здания, где расположен аппарат омбудсмена. При Субари правозащитники с такими проблемами не сталкивались, даже когда их заявления затрагивали интересы правящих кругов.

Сегодня на вопрос, почему в отчете не упоминались политические заключенные, арестованные во время весенних акций протеста, Тугуши ответил, что ему не были вовремя представлены их уголовные дела. Но он обещает, что два подобных случая будут упомянуты в следующем докладе, передает Civil.ge.

Впрочем, и без того в отчете народного защитника содержится достаточно критики в адрес правительственных институтов.

Тугуши заявил, что 6 мая у полицейского управления правоохранители незаконно применяли резиновые и пластиковые пули. В результате митингующие получили сильные повреждения, а один из них потерял глаз. Но вместо того, чтобы осудить подобную практику, парламент 17 июля внес законопроект, который сделал использование нелетального оружия против демонстрантов легитимным. Омбудсмен считает эту норму противоречащей Конституции Грузии и Всеобщей декларации прав человека.

Народный защитник также потребовал от парламентариев незамедлительного расследования фактов нарушения прав человека во время разгона митинга у ГУВД 15 июня. Тогда полиция использовала непропорциональную силу, начав разгон акции без всякого предупреждения.

«Применение полицией силы принимает систематический характер», - подчеркнул Тугуши и добавил, что расследование этих фактов со стороны прокуратуры затягивается и бывает недостаточно эффективным.

Тюрьмы Грузии, как сказано в отчете, все еще перегружены, а заключенные находятся в условиях, зачастую попадающих под формулировку «нечеловечное отношение».

Говоря о судебной системе, правозащитник отметил, что в Грузии нарушаются принципы справедливого суда. Права адвокатов ограничиваются, создаются условия в пользу обвинения. Достаточно, в связи с этим вспомнить процесс над армянским активистом Ваагном Чахаляном.

Хотя в отношении национальных меньшинств, по мнению омбудсмена, появились «позитивные сдвиги». Главной проблемой для армян, азербайджанцев и представителей других наций остается незнание грузинского языка.

Зато по отношению к религиозным меньшинствам в последнее время отношение только ухудшилось, считает Тугуши. Его аппарат зафиксировал 12 фактов нападений на свидетелей Иеговы. При этом правоохранительные органы обычно приостанавливают дела, связанные с ограничениями на религиозную свободу.

Таково положение с правами человека в Грузии. Политзаключенные еще долго могут голодать, пока не попадут в больницу, как сидящий в СИЗО Цотнэ Гамсахурдиа. Но вряд ли их требования будут услышаны сильными мира сего.

А указанные омбудсменом нарушения в лучшем случае станут предметом пустых споров в парламенте в конце декабря. Ожидать, что правящее большинство отменит поправки в закон о митингах или накажет применивших силу полицейских, увы, не приходится.