Мужчина и женщина

Грузия опасна для американцев

Для американцев Грузия остается «горячей точкой», хотя после войны в Южной Осетии прошло уже почти два года.

Госдеп США в специальном уведомлении о путешествиях в разные страны порекомендовал своим гражданам не ездить в оплот демократии на Кавказе. А если уж это так необходимо, чиновники посоветовали принимать «надлежащие меры для обеспечения своей безопасности», в частности, встать на консульский учет, внимательно следить за местными новостями, регулярно проверять «страницу» посольства США в сети Интернет, поддерживать контакт с друзьями и родственниками на родине.

Американцев отдельно предупредили «о рисках, связанных с путешествиями в сепаратистские регионы Абхазия и Южная Осетия». Эти две республики Вашингтон продолжает считать частью Грузии, хотя их уже признали несколько государств.

Безопасность на территории Абхазии и Южной Осетии гарантируют российские военные. Благодаря этому уже в прошлом году поток туристов, на 90 процентов состоящий из россиян, возрос до показателей советских времен.

Однако перестрелки или взрывы на приграничной с Грузией территории действительно периодически случаются. Но власти в Сухуме и Цхинвале обвиняют или подозревают в провокациях грузинскую сторону.

В той же Абхазии прошлым летом в разгар курортного сезона на железной дороге в Сухуме прогремел взрыв. Жертв и пострадавших не было, но инцидент мог отпугнуть туристов.

Уже этой весной российские пограничники вовремя обнаружили и обезвредили фугас, заложенный на дороге близ села Отобая Гальского района Абхазии. Представители Сухума подняли этот вопрос на переговорах с грузинами в Гале, однако делегация из Тбилиси опровергла причастность к подготовке диверсии.

В Южной Осетии дела обстоят не лучше. На прошлой неделе в селе Орчосан Ленингорского района какие-то военные устроили стрельбу. Местные жители утверждают, что это были грузинские военные, иногда наведывающиеся в это село. Полиция по другую сторону границы эти подозрения отвергает, утверждая, что Орчосан контролируют российские военные, поэтому на эту территорию не могут войти ни грузинские полицейские, ни военные, ни наблюдатели Евросоюза.

Так что отделившиеся республики действительно остаются опасными для туризма. Другое дело, что этому способствует позиция Грузии, которую не устраивает сохранение статуса-кво и которая отказывается подписывать соглашение о неприменении огня с Абхазией и Южной Осетией.

Впрочем, в заявлении госдепартамента США сказано и об опасностях другого рода, которые подстерегают туристов не только у границ Грузии, но и в ее столице. «Даже демонстрации, которые замышлялись как мирные, могут перерасти в конфронтационные и, не исключено, обернуться насилием», - говорится в уведомлении.

Такую же дословно памятку Госдеп выпустил и год назад, в начале массовых акций протеста с требованием отставки президента Михаила Саакашвили. Они действительно проходили очень бурно, сопровождались избиениями участников «темными личностями», в которых оппозиция подозревала спецназовцев, а власти - провокаторов гражданской войны.

Полиция Грузии при этом воздерживалась от применения слезоточивого газа и дубинок, которые опробовала против народа 7 ноября 2007 года. Тем не менее несколько физических стычек произошло. «Стражи порядка» расстреляли пластиковыми пулями толпу, которая пыталась освободить ранее арестованных участников акции. Несколько человек лишились зрения, и собирались обратиться в Страсбургский суд.

В этом году весна оказалась более спокойной, несмотря на избирательную кампанию. Однако главные протестные мероприятия еще впереди. Через день, 6 мая, власти намерены провести смотр полицейских у прозрачного здания МВД Грузии. Народу покажут силу и мощь государственного аппарата: добрых молодцев с чудо-техникой.

А те, кто считает эту гвардию Вано Мерабишвили, главы МВД, позором, а не гордостью страны, выйдут на акцию протеста. Как заявили члены организации «Солидарность политзаключенным», они не согласны с решением властей объявить День покровителя Грузии - Святого Георгия - Днем полиции.

«В нашей стране царит полицейский режим, в тюрьмах томятся сотни незаконных узников, десятки политзаключенных. 6 мая - это еще и тот день, когда полиция жестоким образом расправилась с участниками мирной акции протеста. И именно в этот день правительство решило устроить День полиции. Этот факт не может не вызвать у нас протеста», - заявила Эка Беселия. В прошлом году ее брат и сын были осуждены по сомнительным обвинениям, а сама она, формально по другим причинам, покинула партию опального экс-министра обороны Ираклия Окруашвили.

Позволят ли власти безнаказанно поднять антиполицейские плакаты на фоне патрулей и спецназовцев или разгонят, благо стражи порядка в защитных масках будут под рукой?

Еще одно показательное шествие намечено на 26 мая, День независимости Грузии. Власти хотят устроить полноценный военный парад, которого лишились в прошлом году из-за чрезмерной активности оппозиции. Тогда люди вышли на свой - гражданский парад, который закончился воззванием патриарха Илии Второго к примирению всех политических сил.

В этом году такой консолидации оппозиционных сил нет, но смотр подгоняемой под стандарты НАТО грузинской армии оппоненты режима Саакашвили уже пообещали испортить. Брат известного оппозиционера Левана Гачечиладзе певец Уцноби собирается лечь на проспекте Руставели, где будут маршировать военные. Скорее всего, его силой оттащат, что несомненно вызовет недовольство народа. Как разрешится конфликт, тоже предсказать пока трудно.

И еще один «момент истины» наступит 30 мая, в день выборов в органы местного самоуправления. Если власть пойдет на фальсификации, часть оппозиции уже пообещала устроить революцию по «киргизскому сценарию».

В такой взрывоопасной атмосфере даже президенту в своей стране жить не хочется. Три недели Михаил Саакашвили провел в США, отлучившись лишь на похороны польского президента Леха Качиньского. Только вчера он, наконец, прилетел в Тбилиси, хотя еще 2 мая никто в его администрации не мог назвать сроки возвращения главы государства.

А уж американцам тем более нечего ловить в стране, где «народная» демократия продолжает бороться с «импортной», завезенной нынешним правительством из США.