Мужчина и женщина

Поти превратился в платный туалет

Грузинская береговая охрана продолжает по любому поводу штрафовать суда, заходящие в порты республики. Последней жертвой параноидальных гринписовцев из Поти стал плавающий под флагом Маршалловых островов танкер Cape Blanc.

Судно задержали в Потийском порту за загрязнение акватории Черного моря. Оказывается, танкер и его капитан - россиянин Михаил Андреев - нанесли непоправимый ущерб чистейшей воде сбросом в нее фекальных масс! В итоге корабль отогнали на своеобразную штрафстоянку, а Андреева обязали выплатить штраф в 65 тысяч лари (почти 40 тысяч долларов) за сам инцидент и еще 605 лари за "устранение загрязнения моря". Получив пиратский выкуп, грузины освободили судно, но сам случай не может вызвать ничего, кроме смеха.

Дело в том, что под предлогом охраны природы пограничники Сакартвело за последние годы задержали уже не один танкер. Баснословными штрафами наказывают за все - слив в воду гидравлического масла, дизельного топлива, нефти. А теперь еще и фекалий. Невольно задаешься вопросом: каким образом сотрудники береговой охраны умудряются замечать такие "нарушения"? Может, они встречают швартующиеся суда с лупами, а потом отправляют на исследование околокорабельного пространства опытных водолазов? Или у последних уже стоит конкретная задача что-нибудь да подбросить? Ведь доказать невозможно.

Ранее мы писали: Грузия поймала российского капитана за шлюпку

Много непонятного в системе штрафов. Капитан судна обязан выплатить Грузии огромные деньги. Судебное разбирательство при этом занимает не больше одного дня. Ретивым правоохранителям плевать на то, что простой арестованного танкера выходит компании-судовладельцу в копеечку, и под залог корабли не отпускают. А в качестве страховки полицейские сажают за решетку капитана.

К справедливой грузинской Фемиде накопилось немало вопросов и у экспертов. К примеру, после инцидента с арестом в том же Поти российского судна "Казань-сити" в декабре прошлого года главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко усомнился в том, что разлив дизтоплива произошел через неплотности судового шланга. "Я сам работал на танкерах и знаю, что, скорее всего, шланг принадлежит береговому терминалу. Насколько мне известно, шланги в таких случаях береговые, а не судовые", - подчеркнул он.

Поти превратился в платный туалет. 23792.jpeg

Мы связались с Михаилом Войтенко и на этот раз, попросив его прокомментировать очередное задержание танкера в грузинском порту.

- Когда начинают массово штрафовать за какое-то малейшее загрязнение или подозрение в загрязнении, то тут сразу возникают сомнения в преданности делу экологии, которое почему-то становится чем-то материальным. Если непонятно, по чьей вине куда-то что-то ляпнулось или не ляпнулось, а штраф уже готов, для меня это всегда очень подозрительно. Одно время этим грешила Украина, но потом ей, видимо, намекнули, что хватит маяться дурью. Просто они выписали очень большой штраф какой-то крупной компании, и в итоге украинская сторона крепко нарвалась. После этого они вроде как приутихли. А вот Грузия, похоже, пока не нарывалась.

Адекватен ли, на ваш взгляд, штраф в 40 тысяч долларов за данное загрязнение?

- Сейчас, когда идет вся эта возня с экологией, штрафы неадекватны в любом случае и где угодно. К примеру, если что-то упадет за борт в Америке, сходу навешивают миллионы. Причем в Штатах они сделали систему доносчиков. То есть, если кто-то из экипажа "капнет", что произошла такая вот беда, то он получает часть штрафа, полученного от судовладельцев. Например, в американском порту несколько филиппинцев, двое или трое, получили за донос каждый по полмиллиона долларов. В Европе то же самое. Честно говоря, я этим экологическим придурковатостям не верю, она перехлестывают за край и, на мой взгляд, уже потеряли реальный смысл. Люди боятся не слить что-то за борт, а попасться.

Ранее мы писали: Поти требует пиратский выкуп

Теперь что касается последней ситуации в Грузии. Кто-то сходил в гальюн и смыл, и эту какашку заметили в воде. По нынешним временам и в Европе, и в США это может потянуть и на 36 тысяч, и на 360 тысяч. Вот в чем горе. И ничего здесь не докажешь. Эта борьба привела к тому, что люди находятся в невероятном напряжении. У моряков в этом плане осталась одна отдушина - в азиатско-тихоокеанском регионе. Тут только два "поганца" - Австралия и Новая Зеландия. Как только судно причаливает к Европе, Штатам, Канаде, там зубовный скрежет у всех. Потому что придирки во всем. Придираются власти, миграционщики, могут просто не пустить на берег. Идет вся эта экологическая возня. Поэтому когда танкер заходит в цивилизованные страны, к этому готовятся как к войне. Ну и Грузия за ними гонится.

Повлияют ли подобные истории с задержанием судов в Грузии на экономическую привлекательность портов республики для иностранных судовладельческих компаний?

- На самом деле с Грузией постоянные проблемы, причем у танкеров разных стран. И россияне, и украинцы с турками от них сильно страдают. Плюс - там же проблемы из-за Абхазии. То есть моряки заходят в абхазские воды, ничего не подозревая, а их могут задержать за нарушение территориальных вод Грузии. Никому это не нравится, но вряд ли все пойдет на спад - бизнес есть бизнес. Хотя негатив, конечно же, остается. И, возможно, экономически еще скажется.