В ладу с собой

Альтернативный Союз для Тбилиси

Через неделю в Астане состоится Форум европейских и азиатских средств массовой информации (ФЕАМ). Разность политических процессов в республиках, чьи представители будут присутствовать на встрече, как ни парадоксально, призвана объединить журналистский пул из многих стран. Разумеется, в центре внимания - Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а также инициатива Владимира Путина по реинтеграции постсоветского пространства. И войти в Евразийский союз - единственная надежда грузин.

После того как распался СССР, многие государства стал волновать вопрос: европейцы они или азиаты. И если с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменией все ясно, то кавказские республики не сошлись в едином мнении. Оказавшись на распутье после обретения независимости, Грузия была вынуждена переосмыслить прошлое и проанализировать собственное будущее. Как выяснилось, евроинтеграция - единственное желание грузинских властей. Однако зависимость от дотаций ЕС нисколько не приближает Тбилиси к европейцам. Грузины для них, несмотря на христианство, как-то не сочетаются с общепринятыми ценностями континентального объединения.

Поиски национальной идентичности были на самом пике, когда к власти путем "розовой революции" пришел Михаил Саакашвили со своей командой. Рамки советской идеологии оказались для него слишком тесными. Экономическое развитие согласно моделям Международного валютного фонда дало свои плоды, вот только никто не задумывается о том, что они не вечные. Когда настанет время платить по счетам, Мишико придется плясать под западную дудку без роздыху, причем с каждым годом требования фонда будут только расти, а не наоборот. Однако грузинский президент упорно продолжает следовать идеалам общественного деятеля и директора Национальной библиотеки парламента Левана Бердзенишвили, говоря, что народ Сакартвело - латентные европейцы, но пока об этом не знают, забитые "суровой действительностью" социалистического лагеря.

Читайте также: Сухум и Цхинвал взяли курс на Союз

Находиться на стыке исламской и православной культур - дело нелегкое. Из-за этого Грузия, как флюгер, во все времена склонялась то на Запад, то на Восток. Михаил Николозович задумал совершить невероятное - объединить в своей стране обе культуры и перемешать их в грузинском котле, чтобы стало непонятно, кто есть кто, и где эти кто-то находятся. Отказ от собственных армянских корней - это одно дело, но когда путем пропаганды и неясной идеологии президент пытается навязать своим гражданам чуждые им быт и культуру - это уже попахивает национализмом. Причем если бы это был исконный, грузинский национализм, как у Звиада Гамсахурдии, то можно было бы назвать Мишико патриотом. Но чужеродные ростки европейской цивилизации, способные прежде всего открыть для Тбилиси дверь в Североатлантический альянс, а потом и в Евросоюз, не приживутся на южной кавказской земле, полной неги, лени и беззаботного времяпрепровождения.

Многие государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, являются несостоявшимися как в политическом, так и экономическом плане. Временное процветание столицы Грузии не обеспечит остальных граждан республики, проживающих в регионах, рабочими местами, хорошими зарплатами и достойной пенсией. Просто потому, что это не предусмотрено программой МВФ, на который молится Михаил Саакашвили. И Евразийский союз, который собирается создавать Владимир Путин, если придет к власти в 2012 году - единственная надежда Сакартвело и других стран, подобных ей.

Читайте по теме: Путин занес над Саакашвили серп и молот

Объединение бывших советских республик может сбалансировать западный крен, который образовался после прихода в регион Соединенных Штатов Америки. Дробление государственных образований на все более мелкие - уже неподконтрольный Вашингтону процесс: он давно перестал соответствовать национальным интересам США. Естественно, истерия Запада, связанная с инициативой российского премьер-министра, была ожидаема, поскольку еще жив в памяти проект Муаммара Каддафи о панарабском регионе. Если бы не его смерть и убийство Саддама Хуссейна - быть бы сегодня американской администрации кроткой овечкой. Но так как превентивные меры предприняты, у мирового сообщества еще теплится надежда удержать мировой порядок хотя бы в таком состоянии, в каком он находится сегодня.

Если официальный Тбилиси откинет политику, как призывал накануне Михаил Саакашвили, и сосредоточится на экономике, то Евразийский союз подарит Сакартвело не только рынки сбыта - он еще и будет способствовать примирению с Абхазией и Южной Осетией в рамках общего проекта. Реинтеграция постсоветского пространства - это альтернатива недостижимого членства в ЕС. И задача ФЕАМ состоит как раз в том, чтобы бросить усилия СМИ на склеивание когда-то расколотых отношений. А разве большая часть населения Грузии и России мечтает не об этом?