Мужчина и женщина

Сухум и Цхинвал взяли курс на Союз

Абхазии и Южной Осетии, пока не признанным мировым сообществом. Это прекрасно понимают в Тбилиси.

Реалии современных глобализационных процессов в мире таковы, что становится совершенно невозможно построить конкурентоспособное государство без интеграционных связей с другими странами. Потерпевшая фиаско попытка автаркического развития Северной Кореи - самое яркое тому подтверждение. Даже такие гранды мировой экономики, как Соединенные Штаты и Китай, активно участвуют в десятках различных интеграционных формаций. А успех Европейского Союза свидетельствует о том, что экономическое благоденствие напрямую зависит от глубины объединительных процессов в организации.

Читайте также: Анкваб сдает бюрократию в утиль

Однако нынешние трудности еврозоны все четче показывают, что ЕС не может выступать в роли единственного локомотива роста Старого континента. И реальной альтернативой ему как раз и станет провозглашенный Владимиром Путиным Евразийский Союз - тем более для тех государственных образований, которые не видят себя в европейской семье или не могут в ней участвовать. Пока в новое интеграционное объединение на пространстве бывшего СССР планируют вступить четыре государства - Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия, но, разумеется, ими дело не ограничится.

И поэтому будущий геополитический проект предоставляет шанс в полный голос заявить о себе таким новичкам международных отношений, как Абхазия и Южная Осетия. Пока их суверенитет признан сравнительно небольшим количеством государств, но совсем по-другому и Сухум и Цхинвал будут воспринимать в мире, если они станут участниками мощного надгосударственного экономического образования.

Это признал в интервью агентству "Пирвели" эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, сделав, конечно, неизбежные для грузинского СМИ оговорки. "Я не исключаю принятия этих регионов в Евразийский союз, но это не является ближайшей перспективой. Интересно мнение других стран, так как для их приема в этот союз страны-члены должны признать Абхазию и Южную Осетию, - заявил эксперт.

Читайте также: Свободная Абхазия: искусство побеждать

"Со стороны Казахстана на данном этапе исключаю это, так как у него у самого имеются проблемы с сепаратизмом, и не думаю, что он пойдет на этот шаг. Однако от России всего можно ожидать, и если такой союз вообще будет создан, Россия может так изменить устав, что не будет необходимости признания странами-членами этих регионов", - строил грузинский аналитик догадки о дальнейшем развитии кавказских государств.

Но Арешидзе забыл провести важное разграничение. Никому из участников Евразийского союза не придется устраивать неблаговидные игры с учредительными документами - по одной простой причине. Есть большая разница между независимым государством, пусть пока признанным и не всеми членами ООН, и какими-то сепаратистскими регионами. Так что если Абхазия и Южная Осетия выразят желание принять участие во вновь создаваемом интеграционном объединении, то никаких препятствий на своем пути не встретят. И более того - фактически не будет другого выбора. Хотя грузинский эксперт утверждает иное.

Читайте также: Саакашвили сделал Саркози отцом

"Необходимо учесть, что эти регионы имеют желание взять курс на Запад и мы должны им в этом способствовать, - отметил Мамука Арешидзе. - У нас нет права смотреть в качестве наблюдателя на все процессы, которые происходят относительно оккупированных регионов". Но нужно признать, что в его словах содержится значительная доля лукавства, если не сказать резче. Во-первых, Грузия сама находится не в том положении, чтобы "способствовать" чьему-то движению на Запад. Тбилиси уже многие годы обивает пороги самых разных европейских организаций, да все впустую. И сохраняться этот статус-кво, похоже, может бесконечно. К тому же и сами кавказские республики вряд ли будут стремиться попасть туда, где их считают "псевдогосударствами".

Так что бывшие грузинские автономии смогут сохранить свою независимость и обеспечить поступательное развитие своих экономик - в условиях враждебного отношения к ним бывшей метрополии и непризнания со стороны Запада - только в рамках такого мощного экономического объединения, как Евразийский союз. А Грузии остается лишь в качестве наблюдателя взирать на укрепление двух независимых кавказских государств. Да еще кусать локти, что сама осталась у разбитого корыта, на обочине как Европы, так и Евразийского сообщества.